Урок 16 Методы эффективного воспитания. Обнаружение главного метода

* Указывает на объязательные поля.



 

Давнымдавно у одного добросовестного священника было два сына. Но мальчикам позволялось расти, делая все, что им нравится. Когда люди говорили отцу об их своеволии, он легко журил их, и дети пропускали это мимо ушей. Когда Бог сделал этому отцу, потакающему своим детям, строгое порицание, особого изменения не последовало. Каковы были последствия? В один день погибли отец и сыновья! (См. 1 Цар. 2, 3, 4.)

Типы родителей и стили воспитания

1. Выполнять родительский долг можно поразному. Священник Илий был снисходительным отцом, щедрым на любовь, скупым на наказание. Какова была Божья оценка?

Такие родители настолько озабочены желанием развить в ребенке здоровое представление о своей значимости, что они сверх меры любят, защищают их и потворствуют их своенравию. Поскольку они не устанавливают правил и законов, ребенок становится законом сам себе, делая все, что ему заблагорассудится. Такой ребенок не развивает самообладания и потакает своим желаниям. Назовем такой стиль воспитания «вседозволенность». В Притч. 13:24 Бог дает совет для слишком снисходительных родителей: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Дополнение: «Розга».

2. Некоторые родители впадают в другую крайность. Они щедры на правила, щедры на наказание, но скупы на любовь. Это деспотичные родители. В 1 Цар. 14й главе нам дается пример. Саул поклялся: никто не должен есть, пока не будет выиграно сражение. Его сын, доставивший победу, не знал о клятве отца и съел немного меду. Его отец заявил: «Ты, Ионафан, должен сегодня умереть». Для этих родителей правила важнее, чем взаимоотношения, и любое отклонение от этих правил влечет за собой ужасные последствия. Любовь же их не видна детям. Вместо того чтобы чувствовать себя любимым, ребенок испытывает чувство страха, неуверенности и страдает от низкой самооценки. Этот стиль воспитания — авторитарный.

3. Самый безуспешный родитель — тот, который никак не заботится о детях. Такой родитель скуп на любовь, а также скуп на требования. Часто ребенок бывает нежеланным, нелюбимым и считается помехой для карьеры или для удовольствий. Поскольку правил поведения не существует, ребенок не знает, как угодить родителю, тогда последний применяет жестокость и насилие. В таком враждебном окружении дети становятся прямыми кандидатами в преступники. Ахаз был деспотичным родителем. Он даже «сына своего провел чрез огонь» (4 Цар. 16:3). К сожалению, сегодня многие дети — жертвы «безразличного» стиля воспитания. В Еф. 6:4 содержится Божий совет: «Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».

4. Самый успешный родитель — авторитетный родитель. Он щедр на любовь, но и щедр на наказание. Такой родитель поддерживает со своим ребенком открытые взаимоотношения, основанные на любви, позволяющие родителю и ребенку стать друзьями. Налицо общение, чуткость и поддержка.

В семье устанавливаются также ясно обозначенные правила и требуется повиновение им. Родители тверды, но полны любви, и когда наказание становится необходимым, то оно совершается с любовью. Итак, самый успешный стиль воспитания — «авторитетный». Бог является таким добрым родителем. Он сохраняет ограничения и выражает любовь! Евр. 12:5, 6 увещевает: «Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня… Ибо Господь, кого любит, того и наказывает».

Снисходительный
Авторитарный
Безразличный
Авторитетный

Методы наказания

7. Разные дети нуждаются в разных методах наказания. Некоторые родители спешат использовать розгу в буквальном смысле, но есть и другие «розги», которые могут быть более эффективными.

Вот четыре из них.

Общение. Некоторые дети изменят негативное поведение, если с ними повести эффективный диалог, используя принципы, которые мы изучали в третьем уроке. Бог использовал общение, чтобы исправить поведение Валаама (см. Чис. 22:12, 28).

Социальное изолирование. Она изолирует нарушителя от ее или его социальной группы. Помещая ребенка во временное ограничение свободы, мы даем ему время подумать и изменить поведение.

Бог использовал изолирование, чтобы воспитать Своего сына Манассию (см. 2 Пар. 33).

Метод лишения. Это лишение ребенка чегото желанного для него, чем родитель владеет.

Пример: Света любит смотреть свою вечернюю телевизионную передачу. За ее сознательное непослушание мать может лишить ее этой передачи на ближайшие два вечера, стимулируя тем самым желание исправиться. Бог использовал лишение, чтобы воспитать Моисея (см. Чис. 20:8—12).

Логические последствия. Здесь родитель воздерживается от желания вмешаться и позволяет ребенку вкусить самому естественные последствия его или ее поведения.

Пример: десятилетний Алеша живет на расстоянии двух километров от школы, и каждое утро мать вынуждена подгонять его, чтобы он успел на автобус. Итак, мама заявляет: «Завтра, сын, ты будешь собираться сам. Я не буду подгонять тебя». Когда он опаздывает на автобус, то умоляет мать дать деньги на такси.

Да
Нет

Нужно тщательно взвешивать обстоятельства при использовании метода логических последствий, чтобы ничто не угрожало жизни или здоровью ребенка! Бог использовал логические последствия во взаимоотношениях с Давидом (см. 2 Цар. 12:9—12).

8. И последнее в этом ряду — телесное наказание.

Не как первая, а как самая последняя мера.
Маленьким детям, но ни в коем случае подросткам.
Используя находящееся под рукой средство.
В уединении, щадя чувство собственного достоинства ребенка.
Не в гневе, но выражая принятие и любовь.

Бог использовал телесное наказание в случае с Павлом (см. 2 Кор. 12:7—10).

9. Практическое занятие с группой: подросток Виктория. Дополнение: «Конкретное исследование».

Два отклика

10. Являясь нашим Небесным Отцом, Бог воспитывает нас, Своих детей. Какова цель Его воспитания?

Посредством Божьего воспитания мы становимся Его учениками, ибо ученик — это человек, покоряющийся воспитанию или обучению. Следовательно, воспитание изменяет жизнь человека к лучшему и развивает характер.

11. Разные дети откликаются на воспитательные меры поразному. Одни принимают их, другие отвергают. Точно так же некоторые люди покоряются Божьему воспитанию, другие восстают против него.

Дети, которые отвергают родительское воспитание, становятся проклятием для самих себя и для общества.
Те, кто принимает родительское воспитание, становятся благословением для семьи и для мира.
Люди, которые отвергают Божье воспитание, принимают характер сатаны и будут уничтожены с ним в аду.
Те, кто принимает Божье воспитание, примут характер Христа и будут жить с Ним на небе.

Тысячелетие

12. Очень скоро Христос вернется на Землю, как обещал! Что произойдет с теми, кто подчинил свою жизнь Ему? См. 1 Фес. 4:16.

Правильны (П) или ложны (Л) следующие утверждения?

Правда
Ложь
Правда
Ложь
Правда
Ложь

Очень важный момент: люди отправятся на небо только после того, как придет Христос! Когда ктолибо умирает, праведный или нечестивый, его кладут в могилу, где он пребудет до Второго пришествия Христа, Который принесет ему награду (см. Откр. 20:12).

14. В тот день сатана и его семья будут переживать нечто совершенно противоположное! Живущие нечестивые падут мертвыми — будут уничтожены славой Христа (см. 2 Фес. 1:7—9). Мертвые нечестивые останутся мертвыми еще на тысячу лет (см. Откр. 20:5). Сатана, которому некого искушать, будет лишен на земле свободы в течение этого времени (см. Откр. 20:1—3).

15. В конце тысячелетия происходят события исключительной важности! Нечестивые воскрешены (см. Откр. 20:5). Сатана, которому теперь снова есть кого искушать, освобождается из своей темницы (см. Откр. 20:7). Он выстраивает бесчисленные полчища своих последователей для последней битвы на Земле (см. Откр. 20:8). Его цель — захватить сходящий с небес Новый Иерусалим, в котором находится Христос и Его народ (см. Откр. 20:9). С небес сходит огонь и уничтожает сатану, грех и грешников (см. Откр. 20:9, 10). Это важно: весь мир будет в огне! (См. 2 Петр. 3:10.) Поэтому вся планета станет адом! Сейчас ада не существует! Только тогда будет ад!

Бог есть любовь

16. В Писании сказано, что огонь будет гореть «вовеки». В Библии выражение «вовеки» означает «столько времени, сколько возможно». Дополнение: «Вовеки». Огонь продолжает гореть, пока существует топливо. Но когда все сгорает, огонь гаснет. Любящий Бог не может допустить, чтобы люди горели непрерывно. Это противоречит самой Его природе, ибо «Бог есть любовь».

Более того, человек не может гореть бесконечно, если только Бог не совершит чуда, чтобы он оставался живым в пламени! Это не была бы вечная смерть, скорее это была бы «вечная жизнь»! Нет, огонь не будет нескончаемым, ибо наш Бог есть Бог любви.

17. Каким бы страшным ни казался огонь, самым большим ужасом ада будет не физическая боль. Это будет душевное страдание изза разделения с Богом. Но нам нет нужды переносить эту боль, потому что на Голгофе наш любящий Спаситель перенес это адское страдание за вас и за меня. В Мф. 27:46 нам сказано, что Он закричал: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Конечно, Он чувствовал боль от гвоздей, пронзив ших Его руки и ноги, от следов ударов на Его спине, от шипов тернового венца на Его челе. Но величайшую боль Ему причинила разлука с Его Отцом! Он испытал адские муки, чтобы мы могли испытать радости Неба! Какой милостивый любящий Бог!

18. Но почему, спрашивают некоторые, такой любящий Бог должен сжигать людей в аду? Давайте посмотрим Мф. 25:34, 41.

Правильны (П) или ложны (Л) следующие утверждения?

Правда
Ложь
Правда
Ложь
Правда
Ложь
Правда
Ложь
Правда
Ложь

Радость навеки!

Теперь Новый Иерусалим может окончательно спуститься на очищенную планету, чтобы стать столицей нового мира (см. Откр. 21:2).

20. В то время как отвергавшие Божье воспитание люди получают в награду адское пламя, все покорные Его любви испытывают радости неба! Обратите внимание на радостные моменты, описанные в 21-й главе Откровения.

Стены города сделаны из ясписа, а ворота — из жемчуга.

Улицы Нового Иерусалима — из чистого прозрачного золота.

Нет больше ни печали, ни страданий, ни плача, ни боли.

И смерти уже не будет! Только жизнь навеки.

Но самой большой радостью из всех будет радость глядеть в лицо нашего любящего Иисуса! В Откр. 22:4 сказано:

«И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их».

«Я увижу Тебя! Этот радостный миг Со смирением жду я и ночью и днем.

Я увижу Тебя! И желаний других, И светлее надежды нет в сердце моем!

Я. Бузинный

Являясь родителем, я буду щедрым на строгость и щедрым на юбовь.
Как дитя Божье, я хочу покоряться Его руководству в моей жизни.
Я не хочу оказаться в огне ада; я избираю радости неба.