ДУХОВНЫЕ ДАРЫ И СЛУЖЕНИЯ

Bo все века Бог наделял всех членов Своей Церкви духовными дарами, которые каждый должен использовать на благо Церкви и человечества. Этими дарами Святой Дух наделяет каждого члена так, как Ему угодно. Благодаря этому Церковь становится способной выполнить определенное ей Богом предназначение.

Писание учит, что эти дары, удовлетворяя нужды Церкви, проявляют себя в вере, исцелении, пророчестве, проповеди, учении, управлении, примирении, утешении и в самоотверженном благотворительном служении с целью помочь людям и ободрить их. Некоторые члены призваны Богом и одарены Духом, чтобы совершать доверенное им и признанное Церковью служение в роли пасторов, евангелистов, апостолов и учителей. Это необходимо для того, чтобы приготовить членов к особому служению, способствовать духовному росту Церкви, укреплению единства в вере и познании Бога. Когда члены используют эти духовные дары как "добрые домостроители многоразличной благодати Божией", то Церковь, защищенная от разрушительного влияния ложных учений, возрастает в Боге и укрепляется в вере и любви (Основание веры, 17).

ДУХОВНЫЕ ДАРЫ И СЛУЖЕНИЯ

Словам, которые Иисус произнес перед Своим вознесением на небо, суждено было изменить ход истории. "Идите по всему миру, - повелел Он ученикам, - и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16:15).

Всему творению? Ученики, должно быть, посчитали эту задачу невыполнимой. Христос, чувствуя их беспомощность, повелел им не покидать Иерусалим, но "ждать обещанного от Отца". Затем Он заверил их: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян. 1:4, 8).

После вознесения Иисуса на небо ученики много времени проводили в молитве. Согласие и смирение пришли на смену разногласиям и ревности, омрачавшим большую часть времени, проведенного ими с Иисусом. Ученики пережили обращение. Близкое общение со Христом и, как следствие, единство друг с другом должно было предшествовать излитию Святого Духа.

Подобно тому как Иисус получил особое помазание Духом на Свое служение (см. Деян. 10:38), так и ученики были крещены Святым Духом (см. Деян. 1:5) для свидетельства. Результатом было необычайное вдохновение. В тот день, когда они получили дар Духа Святого, было крещено три тысячи человек (см. Деян. 2:41).

Дары Духа Святого

Христос описал дары Духа Святого в такой притче: "Ибо Он (Сын Человеческий) поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился" (Мф. 25:14, 15).

Человек, отправляющийся в чужую страну, представляет собой возносящегося на небо Христа. Его "рабы" - это последователи Христа, "купленные дорогою ценою" (1 Кор. 6:20) - "драгоценной Кровию Христа" (1 Петр. 1:19). Христос искупил их для служения, чтобы они "уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего" (2 Кор. 5:15).

Христос дал часть имения каждому Своему последователю по силе его и "каждому дело свое" (Мк. 13:34). Наряду с другими дарами и способностями (см. главу 21 этой книги) это имение символизирует особые дары, наделяемые Духом.

Христос совершенно особенным образом дал эти духовные дары Своей Церкви в день Пятидесятницы. "Восшед на высоту, - сказал апостол Павел, - Он дал дары человекам". Тем самым "каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова" (Еф. 4:7,8). Дух Святой - это посредник, распределяющий эти дары "каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12:11). Дары эти позволяют Церкви исполнить предназначенную ей работу.

Назначение духовных даров

Святой Дух дает особые способности каждому члену, чтобы он мог помочь Церкви исполнить ее Божественную миссию.

Гармония в Церкви. Церковь в Коринфе не испытывала недостатка ни в каком духовном даровании (см. 1 Кор. 1:4,7). К сожалению, члены этой церкви, подобно детям, спорили о том, какие дары важнее. Беспокоясь о разногласиях в Церкви, апостол Павел написал коринфянам об истинной природе этих даров и о том, в чем они должны проявляться. Духовные дары, объяснял он, это дары благодати. От одного и того же Духа происходят различные дары, и это приводит к тому, что "служения различны" и "действия различны". Но Павел подчеркнул, что "Бог один и тот же, производящий все во всех" (1 Кор. 12:4-б).

Дух дает дары каждому верующему для наставления и укрепления Церкви. Нужды дела Божьего определяют, что и кому дает Дух.

Не все получают одни и те же дары. Апостол Павел говорил, что Дух одному дает мудрость, другому знания, иному веру, иному разные языки, иному истолкование языков. "Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12:11). Благодарить за действие какого-либо дара в Церкви следует Дающего, а не того, кто этим даром обладает. А поскольку дары даны Церкви, а не отдельным людям, то обладающие ими не должны считать их своей личной собственностью.

Поскольку Дух распределяет дары так, как считает нужным, то ни один дар не должен быть принижен или недооценен. Никто из членов Церкви не имеет права проявлять высокомерие из-за своего особого поста или назначения, равно как никто не должен чувствовать себя униженным из-за назначения на незаметную должность.

1. Способ проявления. Апостол Павел сравнивал Церковь с человеческим организмом для того, чтобы показать гармонию в многообразии даров. Тело имеет множество органов, каждый из которых выполняет свое особое предназначение. "Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему угодно" (1 Кор. 12:18).

Ни один член тела не может заявить другому: "Ты мне не нужен!" Все они взаимозависимы. "Члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение" (1 Кор. 12:21-24).

Потеря любого из органов повлияет на весь организм. Если бы у тела не было головного мозга, желудок не смог бы работать; и, если бы не было желудка, мозг был бы бесполезен. Так и Церковь понесет урон, лишившись любого из своих членов, независимо от степени его значимости. Некоторые члены тела, не отличающиеся крепостью и силой, нуждаются в особой защите. Человек может жить без ноги, но без печени, сердца или легких жить невозможно. Обычно наше лицо и руки открыты, но мы закрываем другие части тела одеждой из соображений скромности или приличия. Не считая меньшие дары малозначительными, мы должны обходиться с ними с большей осторожностью, потому что здоровье Церкви зависит от них.

Бог распределил духовные дары в Церкви, чтобы предотвратить "разделение в теле" и создать атмосферу согласия и доверия, чтобы "все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член - страдают с ним все члены; славится ли один член - с ним радуются все члены" (1 Кор. 12:25,26). Поэтому, когда страдает один из верующих, Церковь должна проявить свое участие и помочь облегчить его страдания. Здоровье Церкви будет в безопасности только тогда, когда этот человек будет восстановлен.

Разъяснив ценность каждого из даров, апостол Павел перечислил некоторые из них: "И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силычудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки" (1 Кор. 12:28; ср. Еф. 4:11). Поскольку ни один из членов не обладает всеми дарами, он воодушевил всех: "Ревнуйте о дарах больших" (1 Кор. 12:31), имея в виду наиболее полезные для Церкви2.

2. Непременное условие. Самих даров Святого Духа, однако, недостаточно. Есть "путь еще превосходнейший" (1 Кор. 12:31). В дарах Духа уже не будет необходимости при возвращении Христа, но плод Духа вечен. Его составляют вечные добродетели: любовь и мир, благость и праведность, которые несет с собой любовь (см. Гал. 5:22,23; Еф. 5:9). Пророчества, языки и знания прекратятся, а вера, надежда и любовь останутся. Но вместе с тем "любовь из них больше" (1 Кор. 13:13)3.

Эта любовь, данная Богом (по-гречески "агапэ"), - любовь жертвенная и самоотверженная (1 Кор. 13:4-8). Это - наивысший вид любви, потому что в нем признается ценность той личности на которую она направлена; это любовь, основанная на принципе, а не просто на чувствах; это любовь, берущая начало в уважении к замечательным качествам другого4. Дары, лишенные любви, приводят к неустройству и разделениям в Церкви. Поэтому "путь еще превосходнейший" для обладающего духовным даром - в обретении этой бескорыстной любви: "Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных" (1 Кор. 14:1).

Жизнь во славу Божью. В своем Послании к Римлянам апостол Павел также говорил о духовных дарах. Призывая всех верующих жить во славу Божью (см. Рим. 11:36; 12:2), Павел снова воспользовался примером тела с многими органами, чтобы показать многообразие и единство, характеризующие верующих, объединенных в Церковь (см. Рим. 12:3-6).

Сознавая, что источник веры и духовных даров - в благодати Божьей, верующие сохраняют смирение. Чем большими дарами обладает верующий, тем сильнее его духовное влияние и тем больше должна быть его зависимость от Бога.

В 12-й главе Послания к Римлянам апостол Павел перечисляет следующие дары: пророчество (передача вести от Бога), служение, учительство, увещевание (наставление), благотворение, управление, милосердие (сострадание). Как и в 12-й главе Первого послания к Коринфянам, этот список завершает самый великий принцип христианства - любовь (см. Рим. 12:9).

Апостол Петр, рассуждая о духовных дарах, подчеркивал их особое значение в связи с тем, что "близок всему конец" (1 Петр. 4:7). Близость этого часа побуждает верующих использовать эти дары. "Служите друг другу, - сказал он, - каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией" (1 Петр. 4:10). Как и Павел, Петр учил, что дары эти - не для самопрославления, но "дабы во всем прославлялся Бог" (1 Петр. 4:11). Он также подчеркивал важность любви, говоря о дарах (1 Петр. 4:8).

Рост Церкви. В своем третьем (и последнем) упоминании о духовных дарах апостол Павел побуждает верующих "поступать достойно звания, в которое... призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира" (Еф. 4:1-3).

Духовные дары способствуют укреплению единства, которое содействует росту Церкви. Каждому верующему "дана благодать по мере дара Христова" (Еф. 4:7).

Сам Христос "поставил одних Апостолами, других - пророками, иных Евангелистами, иных - пастырями и учителями". Эти дары направлены на служение и даны и совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4:11-13). Получившие духовные дары должны особым образом служить верующим и наставлять их в служении в соответствии с полученными ими дарами. Этим укрепляется Церковь, достигая зрелости "в меру полного возраста Христа".

Дары Духа Святого укрепляют духовное основание Церкви и служат защитой Церкви от ложных учений, чтобы верующие "не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос" (Еф.4:14, 15).

Во Христе духовные дары несут Церкви единство и процветание. Через Него "все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф. 4:16). По замыслу Божьему, для роста Церкви необходимо, чтобы каждый ее член использовал данные ему дары благодати Божьей. В результате Церковь испытывает двойной рост - рост числа членов и умножение индивидуальных духовных даров. И снова любовь является частью этого призвания, поскольку созидание и рост Церкви возможны только тогда, когда она использует эти дары, движимая любовью.

Применение духовных даров

Общее служение. Писание не поддерживает такое представление, что служение - это обязанность служителей, а рядовые члены должны смиренно сидеть и усваивать то, что им преподают. Церковь включает в себя как служителей, так и рядовых членов, вместе образующих "род избранный" (1 Петр. 2:9) Они совместно несут ответственность за благополучие и процветание Церкви, Они призваны трудиться вместе, каждый в соответствии с особыми дарами, полученными от Христа. Различные дары проявляются в разнообразии служений, объединенных общей целью распространения Царства Божьего и приготовления мира к встрече с Господом (Мф. 28:18-20; Откр. 14:6-12).

Роль служителей. Учение о духовных дарах возлагает ответственность за воспитание общины на плечи служителя. Бог поставил апостолов, пророков, евангелистов, пасторов и учителей, чтобы дать Своему народу все необходимое для служения. "Служители не должны делать работу, которая определена для членов Церкви, трудясь на износ и препятствуя другим выполнять свои обязанности. Они должны учить вверенных им членов трудиться в Церкви и в обществе"5.

Служитель, не имеющий дара обучения, не способен выполнять пасторское служение, ему необходимо искать себя на другом поприще6. Успех Божьего замысла о Церкви зависит от способности пасторов обучать членов Церкви использовать данные им Богом дары.

Дары и миссия. Духовные дары даются для пользы всей Церкви, а не только для тех, кто их получает. В то же время Бог наделяет церковную общину дарами именно для того, чтобы подготовить ее к выполнению предназначенной ей миссии в мире. Духовные дары - не награда за хорошо выполненную работу, а средство для успешного ее выполнения. Обычно Дух Святой дает человеку дары, которые сочетались бы с его врожденными дарами, хотя сами по себе врожденные способности не являются духовными дарами. Новое рождение необходимо, чтобы оживить человека Духом. Мы должны родиться заново, чтобы обрести духовные дары.

Единство в разнообразии, а не в единообразии. Некоторые христиане пытаются сделать всех других верующих подобными себе. Таков человеческий, но не Божий подход. То, что Церковь сохраняет единство, несмотря на разнообразие духовных даров, говорит о дополняющей роли даров. Это указывает на то, что успех Божьей Церкви зависит от каждого верующего. Согласно Божьему замыслу, все дары, служения и действия в Церкви следует объединить в деле созидания духовного Храма, основание которого было заложено Церковью в прошлом. На Иисусе Христе, краеугольном камне, "все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе-(Еф. 2:21).

Назначение даров - свидетельство. Верующие получают разнообразные дары, что говорит о том, что для каждого предназначено служение. Однако каждому верующему необходимо свидетельствовать о своем уповании, рассказывая другим, в чем состоит его вера и как Бог явил Себя в его жизни. Цель же каждого данного Богом дара, независимо от того, каков он, - наделить верующего силой свидетельствовать о Христе.

Пренебрежение духовными дарами. Верующие, отказывающиеся использовать свои духовные дары, вскоре обнаружат, что они не только утрачивают свои дары, но и ставят под угрозу свою вечную участь. С любовью и заботой Иисус предупреждал, что раб, не использующий свой талант, - не более как "лукавый раб и ленивый", лишившийся вечного вознаграждения (Мф. 25:26-30)7. Неверный раб открыто признал, что не исполнил долг преднамеренно и обдуманно. Поэтому он должен был нести ответственность за неисполнение воли Божьей. "В великий последний день суда все люди, жившие бесцельно, упустившие возможности и уклонившиеся от возложенной Богом ответственности будут причислены великим Судьей к злодеям"8.

Как распознать духовные дары

Чтобы успешно участвовать в миссии Церкви, ее члены должны осознавать, каким даром кто из них наделен. Дары, подобно компасу, указывают их обладателю, в чем его высшее предназначение, исполняя которое человек испытывает радость "жизни с избытком" (Ин. 10:10). Предпочитая не признавать, не развивать или не использовать наши дары (другими словами, пренебрегать ими), мы наносим ущерб росту Церкви, миссии, определенной ей Богом9.

Выявление духовных даров10 должно отличаться следующим:

Духовное приготовление. Апостолы горячо молились о даре свидетельствовать о Христе так, чтобы их слова привели грешников к Нему. Они отказались от разногласий и стремления к первенству, ранее разделявших их. Исповедание грехов и покаяние привело их к близкому общению со Христом. Те, кто принимает Христа сегодня, нуждаются в таком же опыте приготовления к крещению Духом Святым.

Крещение Духом - это не одноразовое событие, мы можем испытывать подобное ежедневно". Нам нужно умолять Господа о таком крещении, потому что оно дает Церкви силу свидетельствовать и провозглашать Евангелие. Мы должны непрестанно вверять свою жизнь Богу, пребывать во Христе и просить у Него мудрости, чтобы обнаружить свой дар (Иак. 1:5).

Исследование Писания. Молитвенное исследование учения Нового завета о духовных дарах позволяет Духу Святому запечатлеть в нашем сознании конкретный образ служения, которое Он приготовил для нас. Важно верить, что Бог дал нам по крайней мере один дар, которым можно послужить Ему.

Открытость для руководства провидением. Не мы должны использовать Духа Святого, а Он должен использовать нас, потому что Бог производит в нас "и хотение и действие по Своему благоволению" (Флп. 2:13). Желание исполнить любое служение, предлагаемое Божьим провидением, - это большое преимущество. Бог воздействует через других людей так, что они сами обращаются к нам за помощью. Поэтому нам необходимо быть готовыми откликнуться на нужды Церкви, когда бы они ни появились. Нас не должна пугать новизна, но нам необходимо не стесняясь сообщать просящим у нас помощи о наших талантах и опыте.

Подтверждение даров Церковью. Поскольку Бог дает дары для созидания Своей Церкви, то вполне естественно ожидать, что окончательное подтверждение даров остается за Церковью Христа, а не за нашими собственными суждениями. Свои собственные дары подчас труднее распознать, чем дары других. Мы не только должны проявлять готовность выслушать то, что говорят о наших дарах другие, но и признавать и подтверждать дары Божьи в других.

Ничто так не радует и не удовлетворяет, как осознание того, что мы занимаем то положение и выполняем то служение, которое определено для нас Провидением. Какое это благословение - использовать в служении Богу тот особый дар, что дал нам Христос через Святого Духа. Иисус горячо желает умножить для нас Свои дары благодати. Сегодня мы можем откликнуться на Его призыв и познать на опыте, как много могут совершить Его дары в исполненной Духом жизни!

1 См., например, Е. Уайт, Наглядные уроки Христа, с. 327,328. Мы не всегда можем с легкостью отличить данные свыше способности от врожденных или приобретенных. Тем более что у людей, руководимых Духом Божьим, эти способности часто сочетаются.

2 См. Richard Hammill, "Spiritual Gifts in the Church Today", Ministry, July, 1982, pp. 15, 16.

3 В самом широком смысле слова любовь - это дар от Бога, потому что все добрые дары исходят от Него (Ин. 1:17). Любовь - плод Духа (Гал. 5:22), но она отличается от духовных даров тем, что Святой Дух дает ее не только отдельным верующим, но всем. Достигать любви должны все! (1 Кор. 14:1).

4 SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, p. 778.

5 White, "Appeals for Our Missions" in Historical Sketches of the Foreign Missions of the Seventh-day Adventists (Basel, Switzerland: Imprimerie Polyglotte, 1886), p. 291. Cp. Rex D. Edwards, A New Frontier-Every Believer a Minister[Mountain View, CA: Pacific Press, 1979], pp. 58-73).

6 Cp. J. David Newman, "Seminar in Spiritual Gifts., рукопись, с. З.

7 О важности этого условия см. White, "Home Descipline", Review and Herald, June 13, 1882, p. [1].

SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 5, p. 511.

9 Don Jacobsen, "What Spiritual Gifts Mean to Me", Adventist Review, December 25, 1986,p. 12.

10 CM. Roy C. Naden, Discovering Your Spiritual Gifts (Berrien Springs, MI.: Institute of Church Ministry, 1982); Mark A. Finley, The Way to Adventist Church Growth (Siloam Springs, AR: Concerned Communications, 1982); C. Peter Wagner, Your Spiritual Gifts Can Help Your Church Grow (Glendale, CA.: Regal Books, 1979).

11 Ср. Е. Уайт, Деяния апостолов, с. 50; White, Counsels to Parents, Teachers and Students (Mountain View, CA.: Pacific Press, 1943), p. 131.