Религиозный поиск Иосифа Луцука или история обращения из православия в адвентизм, произошедшая в начале ХХ века
Эскиз печати для Г. Лебсака
Не секрет, что взгляды современных людей на прошлое бывают разными и порой абсолютно противоположными. Случается, что даже профессиональные исследователи истории расходятся во мнениях и оценках исторических событий. Но, несмотря на существующее многообразие интерпретаций, для современного человека по-прежнему немаловажно знать прошлое. Спросите зачем? А затем, чтобы как минимум сориентироваться и не потеряться в жизненном, ценностно-мировоззренческом пространстве. Существует немало высказываний по этому поводу, я приведу лишь одно: «Кто контролирует прошлое — не растеряется в настоящем и не заблудится в будущем».
История не только актуальна и интересна, она обладает нравственно-воспитательным потенциалом, она развивает мышление, учит находить причинно-следственные связи, играет важную роль в формировании мировоззрения. Поэтому на протяжении многих столетий преподавание исторической дисциплины остаётся важной составляющей образования. В схожем ключе рассуждала об истории и Эллен Уайт: «Гораздо интереснее изучать историю в свете Библии, знать причины, регулирующие взлет и падение царств. Пусть молодые люди изучают историю и усвоят, что истинное процветание народов связано с принятием Божественных принципов. Пусть они изучают историю реформационных движений и учатся на примере защитников Божественных принципов, которые были презираемы и ненавидимы, отправляемы в темницы и на эшафоты, но победили благодаря самопожертвованию. Изучение истории даст широкое, всестороннее понимание жизни, поможет разобраться в отношениях взаимодействия. Мы все удивительно взаимосвязаны в огромном обществе, в котором неудачи и падение одного человека неизбежно влекут за собой упадок других» (Воспитание, с. 217).
Сегодня я хочу познакомить вас с Иосифом Луцуком, одним из первых адвентистов г. Минска. Во многом это знакомство стало возможным благодаря архивным документам Национального исторического архива Беларуси.
В первые годы XX ст. благодаря служению миссионеров в Минске появляется община Адвентистов Седьмого Дня. В 1910 г. эта группа христиан-адвентистов в количестве девяти человек подаёт на имя Минского губернатора Якова Егоровича Эрдели прошение о разрешении проводить богослужения, а также ходатайство об утверждении «поселянина Медведицкой волости, Аткарского уезда, Саратовской губернии, Генриха Лебскака в должности проповедника для адвентистов Минской губернии». Кроме этого адвентисты ходатайствуют о разрешении использовать в своей общине метрические книги. Прошение было принято Минским губернатором и зарегистрировано от 17 декабря 1910 г., а далее передано в Департамент духовных дел. 5 марта 1911 г. Министерство внутренних дел официально зарегистрировало общину АСД в г. Минске, утвердило в качестве проповедника Г. И. Лебсака, а также дало разрешение на ведение метрических книг при местном полицейском управлении.
Архивные документы говорят, что минские адвентисты того времени в большинстве своём были, во-первых, немцами и, во-вторых, выходцами из лютеранства. Однако известны и исключения. В этом смысле невероятно интересной и поучительной является история обращения в адвентизм Иосифа Гавриловича Луцука, о которой мы знаем благодаря сохранившимся архивным материалам. Родился Иосиф Гаврилович в 1880 г. в богатой крестьянской православной семье. Его родители, Гавриил и Елена Луцуки, были родом из Станьковской волости Минской губернии. Позже семья переехала в Минск. Их сын Иосиф с детства проявлял интерес к чтению книг. Начальное образование он получил дома, затем учился в Минской гимназии, но так и не закончил её. В юношеские годы, согласно свидетельству самого Иосифа Гавриловича, он имел атеистическое мировоззрение и вёл не совсем сознательный образ жизни.
Повзрослев, Иосиф Луцук стал больше задумываться о смысле жизни. Он познакомился со многими философскими сочинениями, а после чтения Ренана и Толстого сделался их последователем. Из Минска Иосиф уехал на заработки за границу. Он трудился в Лондоне, затем в Гамбурге. В Германии, усовершенствовав свой немецкий, Иосиф Гаврилович устроился механиком на фабрику по изготовлению обоев. В свободное от работы время Иосиф познакомился с религиозным учением адвентистов и принял его. Для себя он отметил, что адвентизм наиболее близок библейскому учению.
Возвратившись в Минск, И. Луцук, как и в Германии, устроился на обойную фабрику. В то время в Минске таких фабрик было четыре. На какой из них работал Иосиф, мы не знаем, но известно, что на месте одной из фабрик сегодня находится Минский часовой завод «Луч». Из коллег по работе Иосиф больше всего общался с Робертом Бёме. Роберт был лютеранином, однако в последнее время вместе со своими родными он посещал адвентистскую церковь. Семья Бёме переехала в Минскую губернию из города Эльберфельд, что находился в Рейнской провинции, в Пруссии, сегодня это Германия, земля Северная Рейн-Вестфалия. Жизнь очень крепко связала Иосифа Луцука с семьёй Бёме. Родная сестра Роберта Аманда Густавовна впоследствии вышла замуж за Иосифа Гавриловича. Обвенчались они 29 января 1907 г.
Каким же был дореволюционный Минск? Согласно документам, на 1 января 1910 г. в Минске проживало без малого 100 000 человек: православными себя считали 34 521 человек, римо-католиками 19 589, старообрядцами 159, протестантами 963, мусульманами 1304, иудеями 43 235. Интересно, что в Минске до 1918 г. кроме православных, католических, лютеранских и мусульманских культовых сооружений было 83 синагоги.
В 1908 г. Иосиф Гаврилович подал на имя Минского губернатора прошение о переходе из православия в адвентизм. Напомню, что переход из православия в инославие мог быть осуществлён только с разрешения губернатора. Эта процедура могла растягиваться на неопределённое время. Кроме прочего, желающий совершить подобный переход обязательно увещевался православным священником касательно важности хранения себя в православной вере. Но, несмотря на увещевания и призывы епархиального миссионера К. Попова не оставлять православие, Иосиф Луцук был непреклонен в своём стремлении стать последователем адвентистского вероучения. Лишь после второго прошения И. Луцук получил от губернатора разрешение на переход в адвентизм. Из документов известно, что в доме Иосифа проходили встречи интересующихся адвентистским учением. Среди них было пять католиков, три лютеранина и два еврея. Далее в документе говорится, что они формально не отошли от своих вероисповеданий и держались нового учения тайно.
Известно, что у Иосифа и Аманды родилось шестеро детей: Владимир (11.11.1907 г.), Густав (05.02.1909 г.), Аманда (13.01.1910 г.), близнецы Иосиф и Юлия (02.09.1912 г.), а также Отилия (06.01.1914 г.). Жили они в г. Минске по улице Кальварийской в доме № 33. Иосиф Гаврилович рассказывал о том, что иногда в кругу своих знакомых его считали сумасшедшим, т. к. он покинул православную церковь, однако несмотря на подобные упреки, он оставался прилежным христианином, живущим в согласии с библейским учением. Последнее, что мы знаем об Иосифе, это то, что он был призван на военную службу.
О дальнейшей судьбе родственников и потомков семьи Луцук известно немного. Брат Аманды Роберт был вынужден уехать в Германию. Он приезжал в Минск несколько раз. Дважды, в 1926 и 1928 гг., он встречался в белорусской столице с адвентистским служителем Куземко Филипом Никоновичем, человеком трагической судьбы. В 1937 г. по решению тройки Куземко Ф. Н. был расстрелян за «антисоветскую», «сектантскую» пропаганду. Перед началом II-ой Мировой войной Роберт Густавович уехал в Австралию.
Одна из дочерей Иосифа и Аманды, Аманда Иосифовна, вышла замуж за Петра Давидовича С. В 1946 г. у них родилась девочка Эмилия. Имеется архивный документ, где сказано, что 2 ноября 1962 г. Аманда Иосифовна была приглашена к прокурору Фрунзенского района г. Минска на профилактическую беседу относительно дочери Эмилии, которая по религиозным убеждениям не посещала школу по субботам. Документ сохранил слова Аманды Иосифовны, в них мать-адвентистка говорит, что не будет препятствовать дочери посещать церковь. Известно, что Аманда Луцук и до Великой отечественной войны и после неё работала в школе учителем немецкого языка.
Сын Иосифа и Аманды, Густав Иосифович, в 1927 г. принял в Минске водное крещение в церкви АСД. Густав Иосифович женился на Софье Михайловне (фамилия не известна). У них родились двое сыновей — Роберт и Игорь. Некоторое время Густав Иосифович работал учителем в Осиповичском районе.
В процессе исследования истории первых адвентистов Минска я поделился своими находками с супругой, что привело меня к новым открытиям. Оказалось, что в дачном посёлке, где находится участок родителей моей жены, по соседству находится участок, владельцем которого является учитель по фамилии Луцук. Совпадение? Отнюдь! Как оказалось, хозяином этого участка был Игорь Густавович, внук Иосифа Гавриловича Луцука. Но на этом сюрпризы не закончились! Впоследствии выяснилось, что Игорь Густавович учился на одной параллели с моей тёщей в Могилёвском музыкальном училище задолго до того, как она приняла адвентизм. Во истину неисповедимы пути Господни! После окончания училища Галина Георгиевна, мать моей супруги, поступила в Минскую консерваторию, а Игорь Густавович — в Ленинградскую консерваторию, а годы спустя они стали соседями по даче. Мне удалось пообщаться с дочерью Игоря Густавовича Еленой. Она является правнучкой Иосифа и Аманды Луцук. Елена закончила МГУ им. А. Кулешова и уже более 30 лет работает в одной из Московских школ учителем истории. О своих предках ей было известно немного, но она знает, что в её роду были последователи адвентизма.
Судьбы первых адвентистов на белорусских землях были непростыми. Им пришлось пережить многие трудности, пройти через многие препятствия, через непонимание чиновников, неодобрение священников, людское неприятие и отвержение — опыт обращения Иосифа Луцука тому пример. Но Господь никогда не оставлял Своих верных и посвящённых детей, Бог давал им поддержу и защиту в различных жизненных обстоятельствах. Небесные благословения до сих пор пребывают на потомках Иосифа и Аманды!
В начале ХХ в. православный миссионер А. Миловидов высказался о причинах, как ему казалось, неудач баптистской миссии в белорусских губерниях (что можно отнести и к адвентистской церкви): «Белорусу чужда философская рационалистическая подкладка..., требующая большого запаса отвлечённого мышления, большей склонности к отвлечённым рассуждениям и обобщениям, чем это есть у современного белоруса-простолюдина... Наконец, белорус впечатлителен: для него важное значение в религии имеет обрядовая сторона...». В целом с автором цитаты можно согласиться, однако, как и в любом правиле, здесь есть исключения, примером чему может служить обращение в адвентизм Иосифа Луцука. Именно осмысленный, философско-рационалистический подход помог познать и принять Иосифу Гавриловичу адвентистское учение, которое основывается на принципах классического протестантизма, уходящего корнями в раннее христианство и утверждающегося на максиме: Scriptura est non in legendo, sed in intelligendo, что значит «Писание не в чтении, а в понимании».
Олег Габрусевич, пастор, историк.